РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
№174-ФЗ
Об экологической экспертизе
(с изменениями на 17 декабря 2009 года)
Принят
Государственной Думой
19 июля 1995 года
Одобрен
Советом Федерации
15 ноября 1995 года
Настоящий Федеральный закон
регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на
реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на
благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных
воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
(преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30
декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза -
установление соответствия документов и (или) документации,
обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической
экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям,
установленным техническими регламентами и законодательством в области
охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия
такой деятельности на окружающую среду (статья в редакции, введенной в
действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006
года N 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 2. Законодательство об экологической экспертизе
Законодательство об экологической
экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции
Российской Федерации, Федерального закона "Об охране окружающей среды" и
состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с
ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а
также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007
года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию).
Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
Статья 4. Виды экологической экспертизы
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья
5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской
Федерации и федеральных органов государственной власти
1. Президент Российской Федерации
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти в области экологической экспертизы.
2. Федеральное Собрание Российской
Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской
Федерации законодательству Российской Федерации об экологической
экспертизе.
3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:
4. Органы судебной власти Российской
Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической
экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 6.
Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в
области экологической экспертизы органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
1. Российская Федерация передает органам
государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление
следующих полномочий в области экологической экспертизы:
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере охраны окружающей среды, при осуществлении государственной
политики в области отношений, связанных с охраной окружающей среды,
вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к
сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и
инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения
3. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы:
1) согласовывает структуру органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
экологической экспертизы;
2) осуществляет надзор за исполнением
нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с
правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене
указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
3) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством
осуществления органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об
устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности
должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных
полномочий;
4) в случае необходимости готовит и вносит для
принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об
изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
5) устанавливает содержание и формы
представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в
случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
4. Высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) самостоятельно назначает на должность и
освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти в области экологической экспертизы структуру органов субъекта
Российской Федерации в области экологической экспертизы;
3)
самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных
полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными
правовыми актами, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган
отчетности по установленной форме об осуществлении переданных
полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их
установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых
органами государственной власти субъекта Российской Федерации по
вопросам переданных полномочий.
5. Осуществление указанных в пункте 1
настоящей статьи полномочий Российской Федерации в области экологической
экспертизы передается органам государственной власти субъектов
Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального
бюджета. Финансирование указанных полномочий осуществляется за счет
средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической
экспертизе, в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального
закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января
2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)
Статья 6_1. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся:
(Статья дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ)
Статья 7.
Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного
государственного органа в области экологической экспертизы
(статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 8.
Полномочия, права и обязанности территориальных специально
уполномоченных государственных органов в области экологической
экспертизы
(статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы
(наименование дополнено с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию)
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и
муниципальных районов в области экологической экспертизы на
соответствующей территории относятся (абзац дополнен с 1 января 2005
года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ -
см. предыдущую редакцию):
2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию):
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 10. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза
организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в
области экологической экспертизы и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января
2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию).
Cтатья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и
инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды,
утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ,
предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной
деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части
размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования
лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые
оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование
которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа
2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных
видов деятельности") (за исключением материалов обоснования лицензий на
осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области
использования атомной энергии федеральными органами исполнительной
власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009
года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию);
5) проекты технической документации на
новые технику, технологию, использование которых может оказать
воздействие на окружающую среду, а также технической документации на
новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков
территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса
особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны
экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7)
объекты государственной экологической экспертизы, указанные
в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном
шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года
N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской
Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О
внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне
Российской Федерации";
7_1) проектная документация объектов,
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается
осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий
федерального значения, а также проектная документация особо опасных,
технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и
безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых
предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных
территорий регионального и местного значения, в случаях, если
строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на
землях особо охраняемых природных территорий допускаются
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации (подпункт дополнительно включен с 31 мая 2008
года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ);
7_2) проектная документация объектов,
связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности
(подпункт дополнительно включен с 11 января 2009 года Федеральным
законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
____________________________________________________________________
Положение подпункта 7_2 настоящей статьи (в редакции Федерального
закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ) не применяется к объектам,
которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в
эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня
вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, -
см. пункт 6 статьи 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N
309-ФЗ.
____________________________________________________________________
8) объект государственной экологической
экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший
положительное заключение государственной экологической экспертизы, в
случае:
Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
Государственная экологическая экспертиза
объектов регионального уровня проводится органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы
регионального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и
инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды,
утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
2) проекты целевых программ субъектов
Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию
объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на
окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима
охраны природных объектов;
3) материалы обоснования лицензий на
осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых
осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании
отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на
осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов) (подпункт в редакции, введенной в
действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008
года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
4) материалы комплексного экологического
обследования участков территорий, обосновывающие придание этим
территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий
регионального значения;
4_1) проектная документация объектов,
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается
осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий
регионального и местного значения, за исключением проектной документации
объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 настоящего Федерального
закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации (подпункт дополнительно
включен с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N
75-ФЗ);
5) объект государственной экологической
экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее
получивший положительное заключение государственной экологической
экспертизы, в случае:
(Статья в редакции, введенной в действие с
1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N
232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы
(статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая
экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального
закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи
11 и подпункте 4_1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе
повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания
представляемых заказчикам материалов требованиям настоящего Федерального
закона, установленному порядку проведения государственной экологической
экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов (абзац
дополнен с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N
75-ФЗ - см. предыдущую редакцию):
документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии
со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением
объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 и подпункте 4_1 статьи 12
настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в
установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на
окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
государственной экологической экспертизе (абзац дополнен с 31 мая 2008
года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30
декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
положительных заключений и (или) документов согласований органов
федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления,
получаемых в установленном законодательством Российской Федерации
порядке;
____________________________________________________________________
Текст третьего абзаца пункта 1 статьи 14 настоящего Закона
приведен в редакции Собрания законодательства Российской Федерации, N
48, 27.11.95, ст.4556.
В Российской газете, N 232, 30.11.95 текст вышеназванного абзаца приводится в следующей редакции:
"положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органовместного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;"
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
заключений федеральных органов
исполнительной власти по объекту государственной экологической
экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений
общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической
экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями),
организованных органами местного самоуправления.
1_1. Государственная экологическая
экспертиза объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 и подпункте 4_1
статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная,
проводится при условии соответствия формы и содержания материалов,
направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на
проведение государственной экспертизы проектной документации,
требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку
проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в
составе направляемых материалов:
При направлении материалов на
государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте
7_1 статьи 11 и подпункте 4_1 статьи 12 настоящего Федерального закона,
правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и27 настоящего
Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии
с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N 75-ФЗ)
2. Государственная экологическая
экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в
полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом
исполнительной власти в области экологической экспертизы (пункт в
редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
3. Начало срока проведения государственной
экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один
месяц, а в отношении объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи
11 и подпункте 4_1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее
чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых
материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые
соответствуют требованиям пунктов 1, 1_1 и 2 настоящей статьи (пункт в
редакции, введенной в действие с 31 мая 2008 года Федеральным законом от
16 мая 2008 года N 75-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
4. Срок проведения государственной
экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной
экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными
документами федерального органа исполнительной власти в области
экологической экспертизы, но не должен превышать шесть месяцев или в
отношении объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 и подпункте 4_1
статьи 12 настоящего Федерального закона, три месяца (пункт в редакции,
введенной в действие с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая
2008 года N 75-ФЗ, - см.предыдущую редакцию).
4_1 .
Направление материалов на проведение государственной экологической
экспертизы объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 и подпункте
4_1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной
экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты
представления этих материалов в данные органы (пункт дополнительно
включен с 31 мая 2008 года Федеральным законом от 16 мая 2008 года N
75-ФЗ).
5. Государственная экологическая
экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органами государственной власти субъектов Российской Федерации для
проведения экологической экспертизы конкретного объекта (пункт в
редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007
года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ -
см. предыдущую редакцию).
6. Проведение государственной
экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии
со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в
соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Результатом проведения государственной
экологической экспертизы является заключение государственной
экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего
Федерального закона.
8. Повторное проведение государственной
экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или
арбитражного суда.
9. Особенности проведения государственной
экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов,
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается
осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий
федерального значения, в том числе повторной, определяются Федеральным
законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении
XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в
городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" (пункт дополнительно включен с 30 июля 2008 года Федеральным
законом от 24 июля 2008 года N 162-ФЗ).
10. Особенности проведения государственной
экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации
объектов капитального строительства, необходимых для организации
проведения встречи глав государств и правительств стран - участников
форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году
в городе Владивостоке, развития города Владивостока как центра
международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и
предусмотренных подпрограммой развития города Владивостока как центра
международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе
федеральной целевой программы экономического и социального развития
Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года,
определяются Федеральным законом "Об организации проведения встречи глав
государств и правительств стран - участников форума
"Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о
развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в
Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (пункт дополнительно включен с
15 мая 2009 года Федеральным законом от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ)
Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
1. В состав экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты,
по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области
экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов
государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и
штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской
Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31
декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см.предыдущую редакцию).
2. Назначение руководителя и
ответственного секретаря экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и
утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом
исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным
законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы
1. Экспертом государственной экологической
экспертизы является специалист, обладающий научными и (или)
практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в
соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органами государственной власти субъектов Российской Федерации к
проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим
направлениям науки, техники, технологии (пункт в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 31
декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
2. Экспертом государственной экологической
экспертизы не может быть представитель заказчика документации,
подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика
объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в
трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с
разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также
представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с
разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких
договорных отношениях.
3. Эксперт государственной экологической
экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с настоящим
Федеральным законом и заданием, выданным федеральным органом
исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным
законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
4. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право
5. Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:
6. Оплата труда внештатных экспертов
государственной экологической экспертизы производится федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органами государственной власти субъектов Российской Федерации на
договорной (контрактной) основе в порядке, определяемом уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
годаФедеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1
января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в
редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом
от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении
государственной экологической экспертизы, производится в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
1. Руководитель экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы обязан осуществлять свою
деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом и заданием
на проведение государственной экологической экспертизы, выдаваемым
федеральным органом исполнительной власти в области экологической
экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской
Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
годаФедеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1
января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ -
см. предыдущую редакцию).
2. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы:
Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы
1. Заключением государственной
экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной
комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий
обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации,
обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической
экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям,
установленным техническими регламентами и законодательством в области
охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством
списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий
заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным
органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или
органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в
редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007
года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18
декабря 2006 года N 232-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
2. К заключению, подготовленному
экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с
принятым этой экспертной комиссией заключением.
3. Заключение, подготовленное экспертной
комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается
руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и
всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.
4. Заключение, подготовленное экспертной
комиссией государственной экологической экспертизы, после его
утверждения федеральным органом исполнительной власти в области
экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов
Российской Федерации приобретает статус заключения государственной
экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного
экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является
актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной
экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2007 года Федеральным
законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
5. Заключение государственной
экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях
11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов
нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть
положительным или отрицательным (абзац в редакции, введенной в действие с
1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N
122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Положительное заключение государственной
экологической экспертизы является одним из обязательных условий
финансирования и реализации объекта государственной экологической
экспертизы. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного
федеральным органом исполнительной власти в области экологической
экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую
экспертизу (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1
января 2007 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ -
см. предыдущую редакцию).
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
Правовым последствием отрицательного
заключения государственной экологической экспертизы является запрет
реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Несоблюдение требования обязательного проведения государственной
экологической экспертизы проекта международного договора является
основанием для признания его недействительным.
Заключения
государственной экологической экспертизы по проектам нормативных
правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти
акты органами государственной власти (абзац в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004
года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
6. Заключение государственной
экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления
соответствующих контрольных функций информация о заключении
государственной экологической экспертизы направляется территориальным
органам федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды (в случае проведения государственной экологической
экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области
экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях,
определяемых федеральным органом исполнительной власти в области
экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют
финансирование реализации объекта государственной экологической
экспертизы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005
года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции,
введенной в действие с 22 ноября 2008 года Федеральным законом от 8
ноября 2008 года N 202-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января
2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию).
7. В случае отрицательного заключения
государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить
материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при
условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном
отрицательном заключении.
8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы
1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право
2. При подготовке заключения
государственной экологической экспертизы экспертной комиссией
государственной экологической экспертизы и при принятии решения о
реализации объекта государственной экологической экспертизы должны
рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию
государственной экологической экспертизы и отражающие общественное
мнение.
Статья 20. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза
организуется и проводится по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также по инициативе органов местного
самоуправления общественными организациями (объединениями), основным
направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является
охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение
экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации (статья в редакции,
введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30
декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза
может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях
11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов
экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную,
коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза
проводится до проведения государственной экологической экспертизы или
одновременно с ней.
2. Общественная экологическая экспертиза
может проводиться независимо от проведения государственной экологической
экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
3. Общественные организации (объединения),
осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном
настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
4. На экспертов, привлекаемых для
проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими
экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в
пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи
16 настоящего Федерального закона.
Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы
1. Общественная экологическая экспертиза
осуществляется при условии государственной регистрации заявления
общественных организаций (объединений) о ее проведении.
При наличии заявлений о проведении общественной экологической
экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более
общественных организаций (объединений) допускается создание единой
экспертной комиссии.
2. Орган местного самоуправления в
семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной
экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его
регистрации. Заявление о проведении общественной экологической
экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано,
считается зарегистрированным.
3. В заявлении общественных организаций
(объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны
быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место
нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о
составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы,
сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки
проведения общественной экологической экспертизы (пункт дополнен с 13
июля 2008 года Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 96-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
4. Общественные организации (объединения),
организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить
население о начале и результатах ее проведения.
Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
1. В государственной регистрации заявления
о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в
случае, если:
2. Перечень оснований для отказа в
государственной регистрации заявления о проведении общественной
экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи,
является исчерпывающим.
3. Должностные лица органов местного
самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в
государственной регистрации заявления о проведении общественной
экологи